Закон «О недрах» по определению должен задействовать эффективные рыночные механизмы, регулирующие отношения государства и недропользователя в интересах всего общества, стимулировать расширенное воспроизводство запасов полезных ископаемых и их добычу в объемах, удовлетворяющих возраста- ющие потребности нашей страны с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Удовлетворяет ли эти требования представленный Минприродой проект закона «О недрах»? Постараемся ответить на данный вопрос.
В проекте закона есть как позитивные, так и негативные по сравнению с действующим законом «О недрах» положения. К первым можно отнести следующие:
гражданско-правовые отношения между государством и недропользователями, предусматривающие обоюдную ответственность недропользователей и госчиновников за причинение ущерба государству или недропользователям из-за их неправомерных действий;
расширение форм недропользования (наряду с сохранением режима лицензирования предусматривается заключение договоров подряда, аренды, СРП);
либерализация недропользования в части переуступки прав пользования недрами, переоформления лицензий, краткосрочного пользования недрами;
восстановление справедливости и упрощение процедуры предоставления права пользования недрами конкретному субъекту при открытии месторождения за счет собственных средств;
более четкое определение формы собственности на геологическую информацию (в том числе полученную в советское время).
К негативным можно отнести следующие положения.
1. Законопроект не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), но и делает невыгодным недропользователю заниматься геолого-разведочными работами (ГРР). Усложнение доступа к геологическому изучению недр; плата за право производства ГРР предпринимателями на условиях риска за собственный счет; усложнение оформления факта открытия месторождения и постановки на государственный баланс вновь приращенных запасов; кабальный характер возмещения ранее произведенных затрат государства на ГРР (расчет исторических затрат ведется, начиная с первой половины прошлого столетия, хотя большинство исследований по старым технологиям в настоящее время уже и невозможно использовать, а затраты на них недропользователь должен компенсировать, причем, немедленно). За все вышеуказанное нужно платить деньги, и немалые, причем, не субъекту, а в Федеральный бюджет. Результат такого подхода мы уже видим: при сверхвысоких ценах на нефть компании не спешат вкладывать средства в ГРР, и эти исследования сегодня находятся в состоянии перманентного недофинансирования со стороны как государства, так и недропользователей.
2. Законопроект не обеспечивает освоение маргинальных нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, доля которых в России составляет уже более 55 % общих разведанных запасов, продление срока эксплуатации истощенных месторождений, возможное при широком внедрении методов увеличения нефтеотдачи (МУН) на десятки и даже сотню лет, повышение нефтеизвлечения на поздней стадии разработки. Причина -отсутствие дифференцированной ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических условий и истощенности месторождений.
Статья 48 действующего закона «О недрах» гласит: «Скидки за истощение недр с платежей за пользование недрами могут предоставляться:
Пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
Реформирование отношений собственности
Деление
собственности от изначально коллективной на частную и другие её виды произошло
очень давно, на этапе перехода от родовой общины к общине соседской. Возникла
необходимость в присвоении средств и продуктов труда. В дальнейшем, с разв ...
Положение ЮАР на африканском континенте
Общая площадь: 1 219 912 кв.
км. В 5 раз крупнее Великобритании, в 2 раза - Франции и равна по территории
Германии, Франции и Италии вместе взятым.
Протяжённость границы: 4750 км
Граничит с Мозамбиком, Свазилендом, Ботсваной, Намибией, ...