Туркмены (самоназвание - туркмен), народ. В Российской Федерации 39,7 тыс. человек. Основное население Туркмении. Живут также в Узбекистане, Таджикистане, на Северном Кавказе, в Астраханской области и ряде городов РСФСР.
За рубежом большие группы туркменов живут в Афганистане и Иране (свыше 750 тыс.), арабских странах Передней Азии (свыше 150 тыс.) и в Турции (около 80 тыс.). Говорят на туркменском языке. Антропологически туркмены - европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие - мусульмане-сунниты.
Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные ирано-язычные дахо-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних государств - Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.- гузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков.
Вплоть до 20 в. у туркмен сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и чаудоры.
Социальные отношения туркмен во 2-й половине 19 в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. Политическая и экономическая разобщенность (у туркмен не сложилось своего государства) и ряд других причин способствовали консервации архаических родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти племенные и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. В 80-х гг. 19 в. Туркменистан был присоединен к России. В результате включения его в орбиту общероссийского экономического развития здесь возникают зачатки капиталистических отношений.
Для хозяйства туркмен в дореволюционное время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры). Однако у некоторых племен, живших в оазисах (емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.), преобладало земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие племена (игдыр, ата и т.д.) занимались преимущественно скотоводством (овцы, верблюды и лошади). После Октябрьской революции 1917 территория, населенная туркменами, входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской народных советских республик, в 1924 в результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии была создана Туркменская ССР в составе Союза ССР.
За годы Советской власти в ходе социалистического строительства в хозяйстве и культуре туркмен произошли коренные изменения. Туркменская ССР стала индустриально-аграрной республикой. Появились новые отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, химическая, газовая, цементная, стекольная и др. Сельское хозяйство механизировано; основные культуры: хлопчатник и зерновые, имеются бахчеводство, садоводство, виноградарство, развиты также животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. В прошлом экономически и культурно отсталая страна стала республикой высокой культуры. Получили развитие национальная литература и искусство. В результате социалистических преобразований туркмены сложились в социалистическую нацию.
Туркмены за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются национальным меньшинством, сохраняя в образе жизни и в социальной структуре черты патриархально-феодального уклада.
Демография РТ
Население отдельных территорий меняется
также как следствие прибытия людей с других территорий (иммиграция) и выбытия
их на другие территории (эмиграция), вместе образующих миграцию, или
механическое движение. Наконец, изменение населения ...
Территориальная концентрация науки в Российской Федерации
Данная
тема курсовой работы была выбрана мною не случайно. Российский научный комплекс
является одним из крупнейших в мире. Он есть звено в единой цепи науки, как
института, призванного служить на благо человечества и во имя его развития. ...