Ахвахцы, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая численность - около 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана.
Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северное и южное, последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский, азербанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ахвахцы предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Северные Ахвахцы образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Южные Ахвахцы, Ратлу-Ах-вах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались исламизации.
После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республики Дагестан. Часть Ахвахцев в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском районе Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между Терском и Судаком.
Традиционные занятия - животноводство и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овeс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремeсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство.
Ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделeнной семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепeшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлeбки, пироги.
Отмечали календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоeмов, представлениями о злых и добрых духах.
Рекреационный комплекс Украины
Опыт
промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является
наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить
поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого
времени туризм ...
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого круга читателей в качестве
полезного справочного ...