У алтайцев существовал культ тeсей - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой.
В 80-90-е гг. ХХ в. наблюдается подъем национального самосознания алтайцев, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
В 1991 г. провозглашен суверенитет Республики Алтай в территориальных границах Горно-Алтайской автономной области. Алтайский язык наряду с русским провозглашен государственным языком Республики Алтай.
С конца 80-х гг. ХХ в. среди алтайцев наблюдается движение за возрождение традиционных родовых подразделений, усиление их роли. Летом 1989 г. в одном из урочищ Онгудайского р-на по инициативе старейшин был проведен праздник сеока майман. Вслед за ним провели свои съезды сеоки мундус, кыпчак, толос, иркит, тодош, сагал. Легитимизация сохранивших свое значение в жизни алтайцев родовых структур сопровождается восстановлением института зайсанов - родовых старейшин. Общественным сознанием этот альтернативный вид власти воспринимается как стабилизирующее начало.
Методика отображения в цифровой геологической модели литолого-фациальных особенностей терригенного коллектора
Терригенные коллекторы нефтяных
месторождений Западной Сибири характеризуются высокой неоднородностью и слабой
согласованностью фильтрационно-емкостных свойств (ФЕС). В статье
рассматривается апробированная на некоторых месторождениях Томс ...
Космические процессы и минералообразование
В кристаллах минералов, горных породах,
слоистых толщах осадков фиксируются и миллиарды лет сохраняются признаки,
характеризующие не только эволюцию самой Земли, но и ее взаимодействие с
космосом.
...