Море затопляло Куринскую впадину, побережья Кавказа, Западно-Туркменскую низменность и низкие Каракумы. Уровень водоема достигал отметок +50 м, превышая современное положение почти на 80 м. Если учитывать, что трансгрессия началась от отметки около минус 50 м, то общее поднятие уровня моря можно оценить в 100 м. Соленость хвалынского моря была близка солености современного Каспия, оно было заселено различными микроорганизмами (остракодами, фораминиферами, диатомеями) и моллюсками. По составу последних хорошо реконструируется характер трансгрессии.
Хвалынская трансгрессия Каспия:
границы максимального распространения (1) и предхвалынского сокращения (2),
площадь затопления (3), обсыхавший шельф (4).
В ее начале в Северном Прикаспии существовали моллюски с резким преобладанием Dreissena polymorpha и Didacna trigonoides - форм, свидетельствующих о значительном опреснении моря. По мере усиления трансгрессии происходило постепенное осоленение вод, о чем можно судить по появлению таких видов, как Didacna parallela и D.protracta. В максимум трансгрессии, когда эти формы господствовали, соленость каспийских вод составляла 12-13‰, что соответствует современной солености моря.
С наступлением регрессии снова отмечается опреснение моря, среди моллюсков вновь преобладают виды слабосолоноватых и пресных вод - Didacna trigonoides и Dreissena polymorpha.
Судя по радиоуглеродным датировкам, хвалынская трансгрессия имела место в конце позднего плейстоцена, с максимумом около 15-12 тыс. лет назад, а закончилась в начале голоцена (9-7 тыс. лет назад), что совпадает с завершением последнего (поздневалдайского, поздневюрмского) оледенения Русской равнины, а также с низким уровнем Мирового океана, находившимся на отметках около минус 25 м и ниже.
Результаты изучения ископаемых спор и пыльцы из отложений хвалынского моря указывают на существование на его побережьях ландшафтной зональности. В Северном Прикаспии господствовали сухие прохладные степи с марево-полынной растительностью и значительным участием растений мокрых солончаков и солонцов. На западном побережье были развиты мезофильные леса, а на восточном - разнотравно-маревые степи и полупустыни.
Какова причина хвалынской трансгрессии? Достаточно распространено представление, что она была обусловлена обильным поступлением талых вод деградирующих ледников Русской равнины и даже из подпрудных водоемов Западной Сибири. Однако с этим мнением трудно согласиться. Дело в том, что в Северном Прикаспии - районе основного поступления упомянутых талых ледниковых вод - опреснения не отмечается. Более того, соленость хвалынского моря в этом районе, судя по комплексам ископаемых дидакн (господство D.protracta), была близкой к солености современного Южного Каспия (около 13‰) и превышала в два раза соленость современного Северного Каспия.
Более вероятной причиной великой хвалынской трансгрессии было похолодание климата всего обширного Восточно-Европейского региона и, как следствие, уменьшение испарения с поверхности моря, приведшее к увеличению водного баланса. Интересно, что максимальные размеры трансгрессии определялись не этими причинами, а высотой Манычского порога, находившегося на отметках около +50 м абс. выс. в местечке Зулга-Толган на восточном окончании Манычской низины. Низина располагалась между Каспийским и Черным морями и периодически превращалась в соединявший их пролив. В плейстоцене это случалось неоднократно - во время бакинской (около 400 тыс. лет назад), ранне- (200 тыс. лет назад) и позднехазарских (~100 тыс. лет назад) и хвалынских трансгрессий Каспия, когда происходил обширный сброс каспийских вод в котловину Черного моря. В последний раз солоноватые хвалынские воды переливались в новоэвксинский пресноводный водоем, располагавшийся в котловине Черного моря на отметках около минус 100 м абс. выс., что существенно ниже уровня пролива Босфор. Ширина Манычского пролива в это время достигала 40 км, а перепад высотных отметок на протяжении 780 км составлял около 150 м.
Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде
всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества
транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему
превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования.
...
Полиметаллические массивные сульфиды на современном морском дне
Резюме. Полиметаллические колчеданы на
современном морском дне обнаружены в разнообразных тектонических обстановках на
глубине от 3700 до 1500 м от водной поверхности. Эти отложения локализуются в
быстро, средне-, и медленно раздвигающихся ...