В РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина создан значительный задел данного инновационного проекта. В университете активно | используются в учебном процессе отдельные компоненты подобной информационной модели, в частности, инженерные компьютеризированные тренажеры ряда технологических процессов: геологическая модель-тренажер для подсчета запасов углеводородов (рис. 1), буровой тренажер (рис. 2), тренажер по испытанию скважин, тренажер текущего и капитального ремонтов скважин (рис. 3) и др.
Кроме того, в 2005 г. с помощью ОАО «ЛУКОЙЛ» в университете создан учебно-научный полигон нефтепромыслового оборудования (рис. 4), на котором имеются пять экспериментальных скважин, скважинные насосные установки, устьевое оборудование, станок текущего и капитального ремонтов скважин. Указанные объекты в настоящее время оснащаются микропроцессорными измерительными системами и средствами телеметрии, что дает возможность использовать их в учебном процессе как элементы физической модели интеллектуального промысла и реализовать новые технологии обучения, например технологию интерактивно-производственного обучения.
Использование указанных технологий предусмотрено в магистерских программах: «Моделирование природных резервуаров углеводородов и проектирование их разработки», которую университет с 1998 г. реализует в рамках направления «нефтегазовое дело» совместно с Французским институтом нефти, и «Разработка месторождений горизонтальными скважинами».
Компьютеризированный буровой тренажер получен по выигранному университетом гранту Европейского Союза по проекту Tacis. Он используется при подготовке инженеров-буровиков и магистров по программе «Бурение горизонтальных скважин», а также в системе дополнительного профессионального образования по программе «Предупреждение и ликвидация газо-нефтеводопроявлений при бурении и капитальном ремонте скважин» с выдачей выпускникам международного сертификата International Well Control Forum «Drilling Supervisor Certificate» (сертификат бурового супервайзера).
Инновационным проектом предусматривается объединить имеющиеся в университете компьютерные тренажеры и созданные на их основе АРМ бурового мастера, промыслового геолога, геофизика, мастера текущего и капитального ремонтов скважин посредством локальной сети, дополнить недостающими элементами и разработать необходимое программное обеспечение. В результате в университете будет создана новая среда обучения - вирту-альное нефтяное месторождение. Перечисленные АРМ виртуального месторождения будут связаны с кафедральными учебными и научными лабораториями, которые в процессе обучения студентов на виртуальном месторождении должны функционировать как проектные и исследовательские организации, выполняющие экспресс-анализ геолого-геофизических данных, уточняющие проектные задания и параметры и др. Кроме того, предусматривается связь АРМ с учебно-научным полигоном нефтепромыслового оборудования и супервайзерами, работающими на действующих месторождениях, и с ее помощью проводится интерактивно-производственное обучение студентов (это отработано на месторождениях ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Славнефть»).
Физически виртуальное месторождение (рис. 5), АРМ специалистов и служб, осуществляющих управление нефтяными промыслами (компьютеры, средства визуализации, коммутаторы и другие технические средства, на которых установлено соответствующее программное обеспечение), сосредоточиваются в специально оборудованном учебном зале - Центре управления разработкой нефтяных месторождений (ЦУРМ) (рис. 6).
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого круга читателей в качестве
полезного справочного ...
Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА, общее
название стран, расположенных в южной части Сев. Америки, к югу от р.
Рио-Браво-дель-Норте (включая Центр. Америку и Вест-Индию), и в Юж. Америке.
Общая площадь 20,5 млн. км2. Население 464 млн. человек (1993). На ...