Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и 5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами - галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота, жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу. Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет, хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей или жаровен с углем в состоятельных семьях используют электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное. Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы, стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать. Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины, сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины, сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку, пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины. Одежду дополняет яркая шаль.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Прогресс человеческого общества
неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт"
понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без
перемещения орудий и предметов труда и самого человека ...
Формирования и перспективы развития Тимано-Печорского ТПК
Тимано-Печорский ТПК - один
из крупнейших территориально-производственных комплексов России. Изучение
его проблем, истории, особенностей является актуальнейшей задачей
сегодняшнего дня. Нам необходимо изучить все асп ...