• На главную
  • Главная
  • Численность населения мира
  • Экологические проблемы городов мира
  • Демографическая ситуация в мире

Все разделы

  • Главная
  • Численность населения мира и ее динамика
  • Ресурсы Мирового Океана
  • Основные экологические проблемы городов мира
  • Минеральные ресурсы России
  • Демографическая ситуация в мире на современном этапе
  • Экономико-географическая характеристика
  • Экономическая география

Очерк истории дмитровского края

Междоусобицы князей тяжелым бременем легли на плечи простых людей - горожан и поселян. Но все ужасы померкли перед нашествием иного врага - татаро-монгольских орд. Вместе с другими городами русской земли Дмитров подвергся жестокому разорению в 1238 году. Вот свидетельство летописи:

"Татары разсыпашася по всей земли той к Ростову и к Ярославлю »на Городець по Волге, все грады поплениша и до Галичья Мерьского,а инии к Юрьеву, и к Переславлю, и к Дмитрову и тех взяша; а инии Тверь взяша, в ней же сына Ярослава убиша и все грады поимаше по Ростовской земли и Суздальской во един месяц февраль 14. И несть же места до Торжку по всей земли той, идеже не быша".

В начале XIV столетия Дмитров упоминается в связи с событием, свидетельствующим о его роли как стратегического укрепленного пун­кта, который занимал центральное местоположение среди городов Владимиро-Суздальской земли. Под 1301 годом летопись сообщает:

"Того же лета бысть съезд всем князем в Дмитрове о княженьях и бысть молва велия. Князь великий же Андрей Александрович володи-мирский, князь же Михаиле Ярославич тверской, князь великий Данило Александрович московский, князь Иван Дмитриевич, внук Александров переславский и поделишися".

Съезд четырех князей проходил на территории тогдашнего княже­ства переславского, в который Дмитров входил еще с начала XIII столетия. Внук Александра Невского, князь Переславский и Дмитровский Иван принимал у себя могущественных соседей - князей Влади­мирского, Московского и Тверского. Эта мирная конференция "за круглым столом" не прекратила междоусобиц, а для Дмитрова сохра­нилась как воспоминание о его былом значении в символике герба, утвержденного в XVIII веке:

"Герб города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский, а в нижней четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в оном городе знаменитого четырех Россий­ских князей съезде".

Середина XIV столетия - известный рубеж в жизни Руси. В это время начинается процесс собирания русских земель вокруг единого центра, в роли которого выступила Москва. В княжение Дмитрия Ивановича, впоследствии прозванного Донским, Дмитров входит в состав Московского княжества. Вместе с москвичами героически сра­жались дмитровцы на Куликовом поле, вместе с Москвой и другими городами пережил Дмитров новое нашествие татар в 1382 году.

Еще раньше, в 1372 году, Дмитров подвергся нападению со стороны тверичей, соперников Москвы. "Михаиле, - сообщает летопись, - с своей ратью единой Тверской пришед, взя город Дмитров, и посад и села пожже, а бояр и людей множестве с женами и с детьми среде в Тверь".

И, наконец, последнее нашествие татар под водительством хана Едигея в 1408 году, во время которого Дмитров еще раз подвергся разорению. Но эти последние усооицы и нашествия уже не могла помешать общему процессу объединения Руси, усилению политичен ского и военного могущества Москвы, а вместе с ней и подъему Дмит­рова.

Во второй половине XIV столетия происходит интенсивное заселе­ние края, в котором большую роль играли переселенцы с юга. В меж­дуречье Оки и Волги возникают новые города и селения, усиливается экономическое и политическое значение уже существующих городов. В это же время возникают и многие монастыри, превратившиеся в течение XV и XVI столетий, как, например, Троице-Сергиев мона­стырь, в важные укрепленные и торговые центры, обладающие значи­тельными земельными владениями. Троице-Сергиев монастырь, основанный в середине XIV столетия, становится вскоре своеобразным рассадником "дочерних" монастырей.

Как свидетельствует предание, один из учеников основателя Тро­ицы - Сергия Радонежского - Мефодий поселился в глухом лесу на берету Яхромы. Постепенно вокруг него собирается все больше и боль­ше любителей уединения и благочестия, и, по совету своего наставни­ка Мефодий основывает новый монастырь. В его истории рассказывается: "Преподобный Мефодий, приняв совет и благословдевие своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви и кедий, пеш ноша деревья через речку, которая и получила от сего название Пешноши, а по ней и монастырь наименован Пешношским. цщеаяаевским же называется он от соборной церкви, сооруженной во имя святителя и чудотворца Николая". Объяснение названия реки Пешноши - типичная топонимическая легенда, но сама история основания монастыря настолько типична, что не вызывает сомнений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы

Новейшие экспедиции и их открытия
Среди современных нам ученых-первооткрывателей и путешественников вряд ли можно назвать людей, имена которых были бы более известны миллионам читателей, нежели имена Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто. Это объясняется и их личными человечес ...

Совершенствование технологии термогидродинамической визуализации трещин в нефтеносных гранитах
На месторождении Белый Тигр (СРВ) широкое распространение получил эксплуатационный каротаж, при котором по стволу работающей скважины измеряются давление и темпсратура [1]. На фактических температурных профилях, снятых в скважинах фундамен ...

©2025 | www.mental-geo.ru